программа воспитания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Сортавальского муниципального округа Республики Карелия
Центр развития творчества детей и юношества
____________________(МБОУ ДО Сортавальского МО РК ЦРТДЮ )____________________

УТВЕРЖ ДАЮ
Директор
МО РК ЦРТДЮ

.Б.Демих_

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
в детском лагере с дневным пребыванием
на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Сортавальского муниципального округа
Республики Карелия Центр развития творчества детей и юношества

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0086CB263425BB6562389082A7AC04734D
Владелец: Демих Елена Борисовна
Действителен: с 09.01.2025 до 04.04.2026

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

3
6

1.1. Цель и задачи воспитания

7

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности

8

1.3. Основные направления воспитания

11

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности

12

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13

2.1. Модуль «Будущее России»

13

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

14

2.3. Модуль «Отрядная работа»

14

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

16

2.5. Модуль «Самоуправление»

17

2.6. Модуль «Дополнительное образование»

18

2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»

18

2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

19

2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»

20

2.10. Модуль «Работа с родителями»

21

2.11. Модуль «Экскурсии и походы»

21

2.12.Модуль «Социальное партнерство»

22

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

23

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности

23

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов
воспитания

25

Приложения

28

2

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наш воспитатель - наша действительность.
М. Горький
Программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления в
лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ ДО Сортавальского МО РК
ЦРТДЮ подготовлена на основе Примерной рабочей программы воспитания для
образовательных организаций, разработанной Федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Конституцией
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020).
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике
в Российской Федерации».
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2030 го д а .
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.20 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г».
Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской
Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.22 № 809 «Об
утверждении основ государственной политики в укреплении традиционных
Российских духовно-нравственных ценностей».
Указом Президента Российской Федерации от 08.05.24 № 314 «Об
утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области
исторического просвещения»
Распоряжением правительства Российской Федерации от 31.03.2022г №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года»
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» МБОУ ДО Сортавальского МО РК
ЦРТДЮ, оказывающее услуги по организации отдыха и оздоровления детей через
специализированный (профильный) лагерь, детский лагерь с дневным пребыванием
детей различной тематической направленности, относится к организациям отдыха
детей и их оздоровления.
Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в
себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления,
отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания. Но
первоочередным направлением, подчиняющим себе различные формы и виды
3

5

,ошения к культурному наследию и традициям многонационального народа
сийской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с
указанными направлениями и приоритетами государственной политики в сфере
воспитания, зафиксированными в «Стратегии развития образования в Российской
Федерации на период до 2030 года». Приоритетной задачей Российской Федерации в
сфере воспитания детей является развитие высоконравственной, гармонично развитой,
социально ответственной личности, разделяющей традиционные российские духовно­
нравственные ценности, принятые в российском обществе правила и нормы поведения,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного российского общества, готовой к созидательному
труду и защите Родины.
Работа в летнем лагере основана на использовании такой формы сотворчества
и сотрудничества как игра-путешествие, применяемая как форма организации
деятельности, помогающая педагогу сделать еще и шаг на пути сплочения коллектива.
Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм, в том числе
воспитания. «Путями-дорогами крестьян, уходивших на время из родной деревни для
заработков на стороне, пересечена была Россия во всех направлениях. Уходили на
близкие, дальние и очень далекие расстояния, с севера на юг и с запада на восток.
Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и приносили с чужих земель не только
деныи или купленные вещи, но и множество впечатлений, новых знаний и
наблюдений, новых подходов к жизни...». Именно игра сопровождает ребёнка всё его
детство, вводит в разные сферы его жизнедеятельности, учит, воспитывает, помогает
физически и духовно. Культ игры, её разнообразие, создаёт настроение радости и
здоровья, креатива и физической активности, а всё это, в целом, помогает реализовать
поставленные цель и задачи летнего тематического лагеря.
1.1. Цель и задачи воспитании
Современный российский общенациональный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее
страны,
укорененный
в духовных
и
культурных
традициях
многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и
нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования
определена и цель воспитания.
Цель воспитания: создание условий для личностного развития,
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно­
нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной,
эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития
личности;
усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
5

4

дельности, является гражданско-патриотическое. Гражданско-патриотическое
,/спитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач
современного образования, ведь детство - самая благодатная пора для привития
священного чувства любви к Родине, любви к родным местам, к историческому
прошлому, к родной культуре, к собственному народу и народам России.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере,
разработана с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного
процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным
образованием, направлена на организацию системы воспитательной работы в детском
лагере для создания единой воспитательной среды с учетом сложившихся традиций.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно­
нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Программа
включает
три
раздела:
целевой;
содержательный;
организационный, и приложение: примерный календарный план воспитательной
работы.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в лагере дневного
пребывания определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия
российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают
духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий
народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания,
реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и
культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 № 304-ФЭ, от 04.08.2023 №
479-ФЗ, от 25.12.2023 № 685-ФЗ) дано четкое определение понятия воспитаниядеятельность направленная на развитие личности, формирование у учащихся
трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий
для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных,
традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
4

7

принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
ересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
езопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
нринцип самореализации. Осознание детьми целей и перспектив
деятельности, реализуемой в лагере; добровольность включения воспитанников в ту
или иную деятельность; обязательный учет индивидуальных особенностей детей;
создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
принцип единства тематического содержания. Целостность
образовательной среды (единство, взаимосвязь, интеграция программ групп по
интересам и игрового сюжета лагерной жизни и экологического воспитания);
свободное творческое самоопределение (ориентация не только на результат
творческой деятельности, сколько на сам процесс); личностная ориентация
(расширение системы творческих мастерских по потребностям, с целью дальнейшего
творческого самоопределения);
принцип комплексности оздоровления и воспитания. Распределение
времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы, учитывающей все
группы поставленных задач, оценка эффективности пребывания детей в лагере.
принцип инклюзивноеги. Организация воспитательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и
события.
Программа предусматривает использование методик и технологий обучения и
взаимодействия, основанных на возрастных особенностях участников лагеря,
стимулирующих активность детей, их познавательных интерес и ориентированных на
развитие способностей.
Методически программа обеспечена игровыми технологиями, занятиями с
использованием тренинговых упражнений, групповыми видами работы, конкурсными
программами с элементами состязательности.
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и
детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно­
эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда
определяется
целью
и задачами
воспитания, духовно-нравственными
и
социокультурными
ценностями,
образцами
и
практиками.
Основными
характеристиками
воспитывающей
среды
являются
ее
насыщенность
и
структурированность
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
детские (разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания
в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно
использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива,
необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского
коллектива.
7

6

формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим
армам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на
практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
Особенности воспитательной деятельности в процессе реализации программ
дополнительного образования детей:
Художественная направленность - овладение культурой своего народа, в том
числе региона; создание условий для реализации творческого потенциала детей в
художественной деятельности; организация совместных творческих акций с детьми.
Социально-гуманитарная направленность развитие человечности и
добротворчества; формирование гражданской нравственной позиции; создание
условий и предоставление возможностей для реализации социальной активности и
социального творчества детей и проявления ими себя в роли лидера.
Техническая направленность - формирование мотива поиска новых
технических решений, необходимых для развития науки и производства.
Естественнонаучная направленность - формирование потребности в общении
с живой природой, интереса к познанию её законов; убеждений в необходимости
беречь природу, сохранять собственное и общественное здоровье; потребности
участвовать в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
Туристско-краеведческая
направленность
формирование
героико­
патриотических позиций; интереса к познанию отечества, готовности к изучению
своей страны, своего региона и малой родины; формирование установок на здоровый
образ жизни.
Физкультурно-спортивная направленность - формирование физически
здорового растущего человека; формирование готовности к преодолению трудностей
в достижении новых спортивных результатов.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
Методологической
основой
Программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в лагере дневного пребывания МБОУ ДО
Сортавальского МР РК ЦРТДЮ строится на следующих принципах:
принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет
право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту
его человеческих прав, свободное развитие;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в
жизни;

6

детско-взрослые.

Основная цель - содействие, сотворчество и
^переживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и
смыслов у всех участников.
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней
Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации;
воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа
жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и
состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и
общественной безопасности;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
Основные традиции воспитания в лагере с дневной формой пребывания
являются:
совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ
организации воспитательной деятельности;
создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль
в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и
освоения новых социальных ролей;
-проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного
межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного
детского коллектива;
формирование коллективов в рамках отрядов, кружков установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
8

9

ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
спитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям
ащитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности, сборности.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех
направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на
предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы.
Ведущей технологией программы является игровая. Сопутствующими
технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность,
действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных
и методических целей. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка,
интерес к созидательной деятельности, разовьет интеллектуальные и физические
способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, лидерские и
организаторские навыки, привлечет ребят к сознательному выбору активного и
здорового образа жизни.
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с
использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы
творческих достижений, праздники, экскурсии, походы, мастер-классы, ежедневное
построение отрядов,).
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской
Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование
национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
Дни единых действий:
1 июня - День защиты детей;
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
6 июня - День русского языка и Пушкинской поэзии
12 июня - День России
22 июня - День памяти и скорби.
4 ноября - День народного единства
Участие в мероприятиях и акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
- Взаимодействие с общественными организациями города.
- Формирование межкультурных компетенций
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия - это главные традиционные мероприятия лагеря
дневного пребывания МБОУ ДО Сортавальского МО РК ЦРТДЮ, в которых
принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий лагеря
предусматривает:
Торжественное открытие и закрытие смены.
9

10

Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий
^гласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат,
календарного плана.
Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской
Федерации, исполнение Гимна России в День России;
Ежедневная церемония подъема и спуска флага лагеря лучшими
воспитанниками;
Ежедневная церемония исполнения гимна Центра развития творчества детей
и юношества;
Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Педагог организует групповую и индивидуальную работу с детьми временного
детского коллектива - отряда. Временный детский коллектив или отряд - это группа
детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского
лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной
работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
-Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени.
-Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
-Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается,
ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же
время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
-Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную
деятельность.
-Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения
функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного
детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной
смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
планирование и проведение отрядной деятельности;
поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для
общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем,
конфликтных ситуаций;
организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать
им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных
ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов,
ведущих, декораторов и т.д.;
формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через
игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки через
знание периодов развития временного детского коллектива - этапов развития
межличностных отношений;
предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению
режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению,
санитарно-гигиенических требований;
10

принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут
едовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни,
которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление
лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
сбор отряда: организационный сбор, утренний информационный сбор
отряда, отрядный круг и др. Специфическая форма общения детей и взрослых,
представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого
дня, анализ складывающихся в отряде взаимоотношений.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная
деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого
продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого
члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до
анализа. Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение
новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и
наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными. Различаются
следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные,
художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного
творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного
опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления
направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве
детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию
детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей,
инициативности
и ответственности,
формирование
навыков
общения
и
сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей. Самоуправление
формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным
органам самоуправления относятся: работа творческих и инициативных групп, работа
советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет
отряда. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого
решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят
выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда (командиров, фотокорреспондентов, «медиков», и др.),
представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии
с администрацией детского лагеря. При формировании структуры отрядного
самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования
творческих поручений (ЧТП).
2.6.
Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из
основных видов деятельности и реализуется через:
11

-программы профильных (специализированных), тематических смен;
-деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий,
'дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная;
естественнонаучная;
техническая;
туристско-краеведческая;
физкультурно­
спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
предполагает:
приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной,
отличной от учебной деятельности, форме;
развитие и реализация познавательного интереса;
вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в
благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов
восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к
собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный
уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня,
личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других
повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих,
включает:
физкультурно-спортивных
мероприятия: зарядка,
спортивные
соревнования, эстафеты, спортивные часы;
спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом.
2.8.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает
его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского
лагеря. Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно­
эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом
жизнедеятельности ребенка.
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-эстетической
среды
предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений отрядов детского лагеря;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и
творческие способности. Отрядный уголок - форма отражения жизнедеятельности
отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно,
вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного
уголка принимает участие весь отряд, педагог является организатором и идейным
вдохновителем;

13

событийный дизайн - оформление пространства проведения событий (праздников,
Деремоний, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.); - оформление образовательной,
досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и
отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
-акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского
лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере — работа музыкальной аппаратуры по
необходимости, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» - оформленные места, стенды в помещении (холл первого этажа),
содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания,
поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых фотоотчетов об интересных событиях детском
лагеря в группе ВКонтакте.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность - профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных
ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и
влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере
предусматривает:
физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
специализированные проекты и смены;
целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию
в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого
поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
поддержку инициатив детей, педагогов в
сфере
укрепления
безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений,
девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение,
творчество, деятельность (в том числе профессиональная, благотворительная,
искусство и др.).
2.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
индивидуальное консультирование с
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
2.11. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного
потенциала.
13

/

Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить
/ювые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей
организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии:
экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею,
зоопарк и др
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени,
сил, имущества.
2.12. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями
культуры и спорта, общественными объединениями, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки,
встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, тематические
праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций
воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства
Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми,
педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание
детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное
окружение.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа
воспитания
реализуется
посредством
формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания
уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее
ценные воспитательно-значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь - особое образовательное учреждение, в котором создаются
условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально привлекательной
деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер
пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска
совместной деятельности со сверстниками, постоянное сопровождение взрослых и др.
позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной
деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по
сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском
демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе
содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
14

15

- многопрофильность;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и
взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня
развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Стало традицией проведение в начале дня после зарядки утреннее построение
отрядов для постановки задач на день и в конце каждого дня для рефлексии при
участии педагогов.
Лагерь дневного пребывания МБОУ ДО Сортавальского МО РК ЦРТДЮ
находится по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул.Горького, д.З.
Возрастная категория лагеря: 7-12 лет.
Для обучающихся действуют игровые отрядные кабинеты на первом и втором
этажах, хореографический зал.
Территория лагеря отделена зелеными насаждениями.
Для организации досуга детей имеется в наличии спортивный, игровой
инвентарь, детская игровая площадка. Рядом находится площадка спортивной школы,
позволяющая реализовывать спортивную направленность лагеря. В шаговой
доступности расположен городской парк, кинотеатр, библиотека, молодежные центры,
краеведческий музей, музей боевой славы, спортивная школа, налаженные
взаимодействия с которыми помогают всесторонне решать задачи воспитания
учащихся.
Для учащихся на базе начальной школы СОШ №1 организовано
сбалансированное 3-х разовое питание. Дети ежедневно получают фрукты. Режим дня
позволяет учащимся индивидуально или в составе постоянных, меняющихся групп
найти дело по душе, развить свои творческие умения.______________________________
8 .4 0 -8 .5 5
Сбор детей
8 .5 5 -9 .0 0
Утренняя
На поверку!
поверка
9 .0 0 -9 .1 0
Островная
Утром непросто делать зарядку,
зарядка
Если утром солнце встало- стройся по порядку.
Зарядились на весь день Нам теперь и плыть не лень!
9 .1 0 -9 .2 0
Утреннее
Поднятие флага, гимн.
построение
ЦУП заданья должен дать:
Рассказать, что будем делать,
Как играть, что убирать!
9.30-10.00
Завтрак
Утром завтрак вам не шутка Свободный
Он заправка для желудка.
отдых
1 0 .0 0 - 11.00
Трудовой десант У отрядов есть задан ьеУтром всем оно дано,
Выполняем указанье
Вместе, дружно, заодно!
1 1 .0 0 - 13.30
Творческие
Можем рисовать, творить,
лаборатории
Можем просто говорить,
Можем книги почитать,
Поиграть и помечтать.
1 3.30-14.00
Обед
Рядовые и командиры,
Инженеры и наш врач,
В этот час прервём работу 15

16

На обед помчимся вскачь!
Для хорошего здоровья отдых нужен нам,
Релаксация
4 .0 0 -1 4 .3 0
Друзья!_______________________________
Свободное время С удовольствием, поверьте
1 4-40-15.00
Будем каждый день, друзья!
Уход домой
Ведь без игр и без движенья
Нам, конечно же, нельзя
С
точки
зрения
кадрового
обеспечения
программа
реализуется
квалифицированными специалистами с высшим и средним педагогическим
образованием, большинство с первой и высшей квалификационной категорией. В
кадровом обеспечение воспитательной деятельности продуманы решения по
разделению функционала. Планированием, взаимодействием с социальными
партнерами, организацией воспитательной деятельности занимается руководитель
лагеря; реализацией, обеспечением воспитательной деятельности - воспитатели
(педагоги дополнительного образования). По два педагога на отряд. К проведению
творческих мероприятий привлекаются и другие педагоги, в том числе из других
организаций. При наличии учащихся с ОВЗ решается вопрос о сопровождении
ассистентом.
Материально-техническое обеспечение программы основано на использовании
актового зала, аудио-видео, компьютерной, фототехники, игрового и спортивного
реквизита.
Информационное обеспечение программы связано с заполнением социальных
сетей Центра (который дети ежедневно наполняют информацией и своими мыслями).
Финансовое обеспечение программы основано на средствах регионального,
муниципального бюджета и родителей.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере
является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждый день и по
окончании смены с целью выявления основных проблем и последующего их решения,
совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в детском лагере, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к начальнику лагеря, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения
и отношений между детьми и взрослыми;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими
цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса
в
лагере
дневного пребывания МБОУ ДО Сортавальского МО РК ЦРТДЮ:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на
основе
которого
осуществляется
данный анализ,
является динамика личностного развития детей в отряде за смену.
16

17

Главный инструмент - педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать
личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им
оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить
дальнейшие планы по саморазвитию.
2.
Состояние организуемой в лагере дневного пребывания деятельнос
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей
совместной
деятельности
детей
и
взрослых.
Внимание
сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством работы. Методы анализа,
которые будут использоваться детским лагерем дневного пребывания при проведении
самоанализа организуемой воспитательной работы:
социологические: опрос участников образовательных отношений,
экспертный анализ, анкетирование, анализ документов и контекстный анализ;
педагогические:
тестирование,
собеседование,
педагогическое
наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в лагере дневного пребывания
воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты
воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в лагере воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».